Локальный экономический кризис в Европе


иллюстрация finance-watch.org
Роберт Дженкинс, член Комитета по финансовой политике Банка Великобритании, 20 июня выступил на экономической конференции в Монако с речью, посвященной проблемам макропруденциальной безопасности в Европе.

Согласно его мнению, структура экономического управления в Европе содержит ряд моментов, которые необходимо исправлить и улучшить. Институциональное устройство Европы формировалось ввиду предположения о том, что "верхней границы" у кредитных рынков нет. Заемщики в этой ситуации не всегда оказывались способны на компенсацию своих задолженностей - и причина этого не в недостатках корпоративного сектора, но в сфере суверенной задолженности, то есть - структурной общеевропейской проблемы.

Непродуманность этого момента приводит к созданию опасных для всего ЕС ситуаций. Казалось бы, структура Европейского союза может противодействовать опасностям системного кризиса весьма успешно. Г-н Дженкинс приводит в качестве примера
разрешение (пока неясно, окончательное или нет) греческого вопроса. "...Депозитами в Дрездене можно финансировать активы в Афинах", - говорит он.

Однако, что произошло далее? В ходе обсуждений и дебатов по поводу кризиса в Греции интерес инвесторов к южному региону Европы значительно снизился. Как следствие, ужесточились условия торговли, стала падать финансовая активность - уже не только на юге. Итогом стало нестабильное положение евро.

Но проблема не только в нестабильности валюты. Проблема также в оттоке капитала из одних стран и притоке его в другие страны. Это не только дистабилизирует текущую экономическую ситуацию, но и создает риски на долгосрочной перспективе.
Нестабильная структура, родственная той, которая оказалась причиной развития структурного кризиса в области банковской деятельности на глобальном уровне, может зеркально повториться, но уже в меньшем масштабе - в рамках Европейского Сообщества.

Впрочем, данная проблема уже достаточно разработана в экономических исследованиях, и сейчас большинство авторитетных исследователей убеждают нас в том, что риски разрастания долгового кризиса в Европе остались в прошлом.

Однако, так ли безопасна выстроенная в посткризисные годы система, включающая государственную поддержку кредитного рынка, дорогие стресс-тесты, вложения в социальный сектор?

Г-н Дженкинс приводит наглядный пример. Объемы финансовых средств, с которым приходится сейчас иметь дело управляющим органам в США, ЕС, в Китае и других странах, настолько огромны, что даже ничтожная доля процента от него будет составлять сумму, существенную для экономического благосостояния. Например, увеличение базовой ставки рефинансирования приводит увеличению цифры бюджетного дефицита на дополнительные $ 150 млрд.

При создании новой системы регулирования деятельности банков и бизнеса г-н Дженкинс предлагает вспомнить о золотом правиле торговли: всегда должна оставаться возможность покрыть все риски целиком. В отношении кредитных рынков стоит
вопрос даже не о том, следовать или нет этому правилу, но о том, каким образом лучше "просчитывать" потоки финансов, чтобы оценить возможные риски в их полном объеме.

Семен Травников.

Страница просмотрена 1255 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
SelectorNews