Кризис встряхнул экономику!


Основные акценты в финансовой аналитике текущего момента расставлены так, что в поле зрения экономистов попадают в основном проблемы, связанные с проблемами кредитования, функционирования крупного бизнеса, правительственных программ по борьбе с последствиями кризиса и тому подобных важных, но весьма далеких от жизни простого потребителя вопросов. Как же себя чувствует сегодня этот самый простой потребитель? Ведь именно его благосостояние, по-хорошему, должно составлять головную боль любого либерального экономиста ли, политика ли.

Начнем обзор с наличия рабочих мест. Сейчас уровень безработицы находится на достаточно высоком уровне. В США он повысился с 4,4% в марте 2007 года до 10% на текущий момент. Однако, в последние недели этот рост приостановлен и в ближайшее время по оценкам экспертов должен обернуться падением. В этом, действительно, не приходится сомневаться. Как только программы кредитования дойдут до предпринимателей на всех уровнях, чему ничто не мешает уже сейчас, рабочие места должны появиться в необходимом количестве. К тому же практически отпала одна из причин сокращений — перепроизводство. Фирмы с большим количеством непроданных товаров, которые не имели другого выхода, кроме как увольнять сотрудников, на текущий момент либо разорены, либо снова нуждаются в тех же сотрудниках. Во всяком случае, новых волн сокращений не прогнозирует никто.

Что касается цен на недвижимость, товары и услуги, то их стабилизация уже в той или иной степени произошла. На рынках США за последний месяц наблюдался рост спроса на недвижимость, что подстегнуло новое строительство. Установились и цены на товары домашнего хозяйства. Все говорит о том, что самый тяжелый период уже пройден, и потребителю скоро станет дышать гораздо легче. Если вести разговор о США, то там есть еще и любящее потребителя правительство, которое даже во время депрессии финансировало программы, призванные подстегнуть потребление — например, программа «cash for clunkers”, обеспечившая в середине года финансирование покупок автомобилей для среднего класса.

Пожалуй, потребитель — то самое конечное звено цепи, по которому кризис ударил сильнее всего. Истекший год принес этому классу достаточно неудобств. Сегодня все говорит о том, что самый трудный период закончен. Однако время ли сейчас делать оптимистичные прогнозы? С одной стороны — да, поскольку все предпосылки для восстановления сейчас очевидны. Рабочие места вскоре должны появиться, а ценовых волнений в ближайшем будущем не предвидится. Однако, если посмотреть на это с максимально критической точки зрения, то мы получим следующую картину. Во-первых, хотя все говорит о том, что уровень безработицы в скором времени снизится, точное количество рабочих мест никому не известно. Возможно, экономике понадобится значительный период времени, чтобы обеспечить спрос на рабочие места. Период восстановления может попросту затянуться неопределенно долго, так, по оценке Председателя  Economic Club of Washington Бена Бернанке, он может длиться в течение всего следующего года. В целом же наблюдается положительная динамика.

Есть еще один немаловажный аспект. Ситуация, в которой оказались работники и потребители, позволила в определенной мере перераспределить ресурсы. Предпринимательское поле оказалось в определенной степени расчищено. Сейчас и еще какое-то время в будущем выход на рынок возможен с куда меньшим сопротивлением, чем, скажем, год назад. Кризис встряхнул экономику, и вполне вероятно, что на рынках в ближайшее время появятся новые игроки — как мелкие, так и крупные.

Семен Травников.

Страница просмотрена 24901 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
SelectorNews