Интервью с Жан-Клодом Трише, президентом ECB.


Jean-Claude Trichet
Дата интервью: 16.11.2009
Дата публикации в Cor de Horde и Klaas Broekhuizen: 25.11.2009

Новостная статья.
Европейские банки, вместо того чтобы платить дивиденды и принимать меры, касающиеся вознаграждений, должны укреплять свои бухгалтерские балансы, выпуская запасы и получая прибыль. Только так банки могут «стать достаточно крепкими для своей работы», которая нужна для предоставления ссуд и кредитов компаниям и потребителям», - говорит Жан-Клод Трише, президент Европейского Центрального Банка (ECB).

По словам господина Трише, сказанным в интервью, подходит время, когда банки должны будут заплатить за государственную помощь, оказанную им годом ранее. Хотя президент ECB не хочет называть ни один конкретный банк, он все же выражает свои сомнения по поводу необходимости расчета в отдельных случаях. «Если это необходимо только для того, чтобы избежать ограничений, которые предлагает налогоплательщик, то это не кажется мне хорошим выходом».

Господин Трише также предупреждает, что многие банки должны списывать ссуды о счетов, исходя из условий данного конкретного государства и его экономики. «Мы должны действовать четко в условиях нынешнего спада. Хотя у нас есть сейчас перспектива восстановления, темпы спада весьма пугающи», - отметил он.
Обеспечение банковского сектора необходимо для того, чтобы увеличить лендинг. Господин Трише подчеркивает, что банковский сектор и так уже получил значительную поддержку от правительства и центральных банков за последний год, но: «то, что мы сделали, было не для личной выгоды банкиров, а ради реальной экономики».
Отсутствие роста кредитования в значительной степени связано с тем, что уменьшился спрос на кредиты за прошедший год. Но верно так же и то, что имеются и проблемы с поставкой кредитов, и по этой причине Управляющий Совет ECB решил принять исключительные меры.
Господин Трише говорит о том, что финансовая индустрия должна исправить ошибки прошлого, и включает в их число стимулирующие премии. «Это были очень смелые решения, которые поставили под угрозу деньги, принадлежащие налогоплательщикам, но помогли финансовым учреждениям исправно выполнять свою работу. Это было сделано для того, чтобы финансировать реальную экономику».
В Нидерландах группа крупных пенсионных фондов разрабатывает планы по закупке кредитов. Это могло бы оказать значительную помощь бухгалтерским балансам банков, однако у меня нет никакой конкретной информации по поводу их работы.
ECB разделяет мнение международного сообщества, согласно которому во время экономических подъемов банки должны откладывать средства для того, чтобы использовать их во время спадов. Текущие правила ведения бухгалтерии не обязательно учитывают эту необходимость. The Basel Committee и the Financial Stability Board на международном уровне, ECB и Ecofin на европейском уровне сотрудничают в IASB, организацией, занимающейся этими вопросами. Господин Трише настаивает на том, что banking supervisors находятся на верном пути чтобы проектировать достойное регулирование в банковском деле. «Базельский Комитет под председательством президента Nouk Wellink DNB, при полной поддержке сообщества центральных банков, собирается взять курс на благоразумное регулирование экономики без какого либо проциклического курса, более того, необходимо устранить все элементы процикличности, существующие в финансовой сфере».
Почти во всех европейских странах во время кризиса можно было наблюдать рост бюджетных дефицитов. Господин Трише призывает правительства принять меры, чтобы ограничить это дефициты 3-х процентным пределом, который установлен в the Stability and Growth Pact.

Секция вопросов и ответов.

В. Насколько устойчив Договор Стабильности и Роста (the Stability and Grown Pact, SGP) сегодня, когда налицо огромные различия между дефицитами разных стран?

О. SGP сейчас более важен, чем когда-либо. У нас есть единая валюта и ни одной полностью определившейся политической федерации в устоявшимся федеральным бюджетом. SGP — существенный элемент, который полностью являются частью Экономического и Денежно-кредитного Союза (Economic and Monetary Union, EMU). Это — E в EMU. Устойчивость общественных среднесрочных финансов укрепит положение малого и корпоративного бизнеса. Уверенность должна благотворно сказаться на восстановлении.

В. Уверенность — это ключевое слово?

О. Да, точно.

В. Означает ли это, что планы обеспечения жизнеспособности дефицитов должны быть реалистическими, а не честолюбивыми?

О. Вероятно, так, однако честолюбие тоже не помешает, чтобы можно было установить наступление средних сроков. Если правительство не сможет быть достаточно убедительным в установлении финансовой устойчивости, малый и крупный бизнес также будет лишен этой уверенности.


В. Для некоторых стран срок до 2013 года слишком мал, чтобы установить внутренний валовой продукт менее, чем -3% дефицита.

О. Во-первых, осуществление возмещение должно начаться самое позднее в 2011 году. Во-вторых, принимая во внимание ситуацию во всех мировых экономиках, они должны принять участие в программах по восстановлению, обеспечивающих рост валового внутреннего продукта значительно больше 0,5 %, в структурных сроках усовершенствования, каждый год. Во многих случаях эта цифра может быть больше 1%. Мы ожидаем, что Комиссия будет проводить анализ настолько строго, насколько это возможно, и мы в любом случае намерены поддержать строгое выполнение Договора.

В. Значит ли это - «один размер для всех» ('one size fits all') ?

О. Некоторые страны, которые вели экономику разумно, чутко и мудро в прошлом, находятся теперь в лучшей ситуации. Для них решение будет более легким. Однако многие другие, которые находятся сейчас в очень трудной ситуации, в основном потому, что не вели себя в прошлом должным образом, будут должны участвовать в жесткой программе восстановления. Однако цель в текущий период одинакова для всех: осуществить условия Договора.

В. Вы имеете в виду сокращение дефицита более чем на 1% ежегодно?

О. Для некоторых стран это — потребность, которая уже была согласована в Ecofin.

В. В Греции были проблемы уже начиная с введения Евро. Значит ли это, что SGP-санкции не оказали должного эффекта?

О. В этом конкретном случае дело касалось Euro Group, the Commission и греческих властей, которые пытались найти окончательный вариант, путаясь между национальной и европейской статистикой. Это существенно. Мы должны работать на основе надежных чисел. Однако невзирая на это нужно руководствоваться SGP, для всех стран без исключений.

В. Некоторые экономисты говорят о том, что настоящей причиной кризиса была свободная валютная политика. Вы видели опасность этого в, скажем, 2005 году?

О. Когда нас призывали уменьшить нормы, я говорю о просьбах начала 2004 года от канцлера Германии, президента Франции и премьер-министра Италии, мы отказались от этого. В декабре 2005 года мы решили их увеличить. Это решение раскритиковали десять из двенадцати государств, входивших на тот момент в euro area. Кстати, сюда не относится Голландия. Международные учреждения и экономисты призывали нас не увеличивать нормы. В 2006 и 2007, как я уже говорил публично, мировая финансовая система должна была подготовиться к балансировке. Непосредственно тогда, в январе 2007 года, я являлся общественным представителем и говорил от имени большинства центральных банкиров, которые отмечали снижение цены риска.

В. Некоторые экономисты говорят о том, что есть риск появления нового пузыря (bubble) из-за того, что процентные ставки долго держатся на низком уровне.

О. Управляющий совет ECB всегда принимал решения, адекватные ситуации, и эти решения были очень быстрыми, когда того требовала ситуация. Мы не сомневаемся сейчас в своей способность урегулировать стабильность цен. Мы работали при учете постоянного ожидания инфляции, которое тормозило нашу деятельность, и в результате смогли избежать материализации дефляционных рисков.

В. Помогли ли вам уроки прежних пяти лет?

О. Мировая финансовая система оказалась слишком хрупка. Нехватка ее упругости была хорошо оплачена. Говоря о взаимодействии между финансовым сектором и реальной экономикой, можно сделать вывод о том, что вся система в целом оказалась необычайно хрупкой. Мы должны улучшить ее целиком. И нельзя ничего исключать из того анализа, который сейчас производится. Это и частный сектор, и общественный, к тому же нужно иметь в виду обе стороны Атлантики.

В. Как по вашему мнению, пошел ли этот урок на пользу банкирам?

О. Они в первую очередь должны понять то, что вся поддержка, которая была им оказана, нужна была не для их собственной пользы, а для избежания краха мировой финансовой системы и депрессии реальной экономики. Мы поставили под угрозу большое количество денег налогоплательщиков, только чтобы помочь банкирам делать их работу. Эта работа состоит в том, чтобы финансировать реальную экономику наилучшим возможным способом. Кроме того, мы ожидаем, что все финансовые учреждения применят правила, принятые Financial Stability Board. Я считаю, что финансовый сектор должен понять, что необходимо уважать ценности, принятые всей системой в целом. Ваша страна с ее кальвинистским менталитетом должна спокойно воспринять эту программу.

В. Могло бы восстановление экономики остановить политических деятелей, принимающих смелые меры по реконструированию?

О. Нет, в особенности из-за ситуации с безработицей. Сейчас не время для самодовольства. Будущее далеко не ясно. Все будет зависеть от нашей способности решительно участвовать в структурных реформах, основываясь на опыте, вынесенном из последних кризисных лет, не ограничивая себя жесткими рамками и всегда помня о своих обязанностях в частном и общественном секторах.

Страница просмотрена 1202 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
Мнения экспертов
Российский рынок акций закончил торги в среду на негативной территории на волне падения интереса иностранны...
13.12.2017
Российский рынок акций закончил торги во вторник на позитивной ноте на волне повышения цен на сырую нефть, ко...
12.12.2017
SelectorNews