Хосе Мануэль Гонсалес-Парамо: Европе нужны новые институты управления


иллюстрация www.gfaclaims.com
Хосе Мануэль Гонсалес-Парамо, член Исполнительного совета ЕЦБ, 15 марта выступил во Франкфурте-на Майне с докладом, посвященном ситуации в Европе в контексте коренных изменений в мировой экономике.

Согласно его мнению, создание Европейского Содружества изначально было крайне амбициозным проектом. Сущность этого предприятия - в объединении централизованной денежно-кредитной политики с децентрализованной экономической политикой. И это "сооружение", как стало понятно после кризиса, не было выстроено до конца: институтов, которые обеспечивали бы амортизацию от негативных последствий дисбаланса в экономике, Европа не знает до сих пор.

Основная причина создания рисков и уязвимостей в европейской экономики - это дисбалансы текущих финансовых операций. Огрубляя, можно сказать, что экономика дисбалансируется из-за того, что часть населения Европы живет не по средствам. Накопление объемов кредитных активов, направленных не на получение прибыли, а на "проедание" средств, приводит к образованию мертвого груза, осложняющего экономическую деятельность. Вторая, не менее важная причина - это наращивание внешних заемных обязательств.

Г-н Гонсалес-Парамо указывает направление, в котором надлежит модернизировать существующую институциональную систему Европы. В идеале, говорит он, в случае чрезмерного разрастания объемов неоплаченных кредитных обязательств в частном секторе и, соответственно, накоплении рисков, государственные организации (подобные Министерству Финансов и Федеральной корпорации по страхованию депозитов в США) должны брать на себя ответственность за рекапитализацию всего объема текущих операций. В случае же часть стран-участниц Европейского Содружества налицо несоответствие банковского сектора и национальной экономики - что, как можно было наблюдать на примере Ирландии, может приводить к печальным последствиям.

Данная проблема может быть неочевидна в случае фиктивного роста экономики за счет увеличения потребительского спроса и объемов текущих кредитов. Однако, едва происходит изменение финансовых потоков и экономика той или иной страны перестает вызывать доверие, так что снижается поток иностранных инвестиций, и весь накопленный отрицательный потенциал выходит на поверхность. В таких случаях резко понижается конкурентоспособность государства, снижается темп экономического роста и увеличивается уровень безработицы.

Г-н Гонсалес-Парамо считает, что все эти негативные эффекты могут быть минимизированы созданием соответствующих институтов управления.

Он предлагает проводить работу по созданию таких органов в двух направлениях. Во-первых, необходимо обеспечить подстраховку до возникновения рисков. Здесь имеется в виду проведение постоянного мониторинга работы системы, введение новых норм и требований к банковской деятельности и прочих нововведений, направленных на предотвращение накопления дисбалансов текущих операций.

Во-вторых, необходимо обеспечить максимально быстрое реагирование на возможные экономические потрясения. "Наивно предполагать, что кризисные потрясения всегда можно предотвратить", - утверждает г-н Гонсалес-Парамо. По его мнению, весь комплекс мер реагирования на критические события в экономике - таких, как система стресс-тестов для банков или работа Европейской комиссии по надзору и возложению санкций на государства, которые не справляются с принятыми требованиями к бюджету, - должен быть отнесен к новой модели экономического управления, которая пока еще находится в стадии становления.

Г-н Гонсалес-Парамо озаглавил одну из частей своего выступления как "работа над системой sui generis", то есть создание уникальной, единственной в своем роде системы финансового управления. То есть, в построении новой архитектуры нужно руководствоваться только оригинальным опытов решения задач на европейском ландшафте, несмотря на то, что цели могут соответствовать аналогичным в США или азиатских государствах.

Один из выводов, которые делает г-н Гонсалес-Парамо - необходимо признать, что ЕС является в полной мере политическим образованием, что означает, что проводимые в настоящее время реформы финансового управления также приведут к отмене политического суверенитета стран-участниц ЕС. И управление этими процессами должно стать следующим шагом на пути европейской интеграции.


Семен Травников

Страница просмотрена 1072 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
Мнения экспертов
Российский рынок акций закончил торги в четверг падением на волне снижения американского и европейского рын...
19.10.2017
SelectorNews