Взгляд в будущее: Нет бесплатному зонту от обычного дождя.


иллюстрация: avito.ru
Во-первых, я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы кратко прокомментировать нетрадиционные меры центральных банков и их постепенное свертывание.

Катализатор мирового финансового кризиса: Страх "Неизвестного неизвестных".

Я хотел бы напомнить вам, что усилило и превратило периферийную и второстепенную для США проблему с ипотечными кредитами
в полномасштабный глобальный кризис, а именно: убежденность в заразной экономической эрозии, которая за этим последует или страх перед "неизвестным неизвестных" на финансовых рынках. Участники рынка
стали чрезмерно опасаться, что они могут столкнуться с ранее неизвестным,
по сути неопределенным и непредсказуемым миром. Они приняли за основу самый пессимистичный сценарий из возможных и пытаются максимально его использовать.

Более того, участники рынка, как правило, ждут в стороне, пока доверие к рынку не восстановится. Провал и боязнь провала крупных международных финансовых образований провоцируют страх у участников рынка в отношении такого исхода для своих организаций. Дополнительное обеспечение было быстро урезано
и финансовые учреждения были вынуждены продать свои активы по невыгодным ценам для получения немедленной ликвидности. Финансовые рынки стали строго сегментированными и некоторые в буквальном смысле рухнули.

Ответная политика центральных банков: Обеспечение "Страховки на случай катастрофы"

В целях решения этой проблемы центральные банки развитых стран для начала обеспечили проведение увеличенной ликвидности путем предоставления большей частоты операций большему количеству контрагентов с более длительными сроками погашения, при этом пресекая рост дополнительного снабжения в дополнение к серии сокращений тарифной политики.
Впоследствии, когда падение  уверенности продолжилось после провала Lehman Brothers и дисфункция рынка становилась все более выраженной, центральные банки начали вмешиваться в отдельные сегменты рынка путем внедрения и расширения программ по закупке активов для коммерческих бумаг, корпоративных облигаций и государственных долгов.


С помощью этих мер по обеспечению увеличенной ликвидности и внедрению расширенных функций в отношении рынка, центральные банки эффективно осуществили "страхование от катастрофы", и позволили широкому кругу финансовых учреждений оградить себя от неизвестных, возможно, чрезвычайно серьезных рисков..

Таким образом, эти меры были призваны уменьшить страх перед "неизвестностью неизвестных".

Значительно большая продолжительность операций по обеспечению ликвидности помогла существенно уменьшить страх финансовых учреждений перед приобретением долгосрочной ликвидности.
Расширение возможностей контрагентов и наделения их дополнительными правами гарантировало им новые безопасные источники фондового субсидирования, тем самым центральные банки отчасти развеяли затяжной страх контрагентов перед рисками характерными для денежных рынков. Я думаю, больше никаких дополнительных комментариев касаемо программ по закупке активов и их опциональной характеристики не требуется.

Взгляд в будущее: Нет бесплатному зонту от обычного дождя.

Очевидно, что меры предпринятые центральными банками для страхования от катастрофы сработали достаточно хорошо, наряду с различными действиями правительства того же характера. Непосредственные угрозы миновали и пошли на убыль, хотя мы все еще сталкиваемся с турбулентным процессом регулирования после лопнувшего «кредитного пузыря».

Для того чтобы смотреть вперед, нужно иметь в виду два следующих момента.

Во-первых, эти меры по страхованию от катастрофы фактически "бесплатная страховка". Бенефициары, выигрывающие от этих мер не платят за них сколько было бы справедливым, или, во многих случаях, не платят вообще ничего за эти хэджи.
Скорее, центральные банки и правительства заняты осуществлением этих мер против "необычных и неотложных" обстоятельств заразного распространения неуверенности в финансовом мире..
Таким образом, предполагалось что эти меры временные. Постоянное предоставление таких бесплатных  вариантов явно искажает рыночный механизм и способствует нежелательным рискам или "угрозе недобросовестности". Иначе говоря, бесплатные укрытия должны предоставляться на случай урагана, но на бесплатный зонт от обычного дождя не следует рассчитывать.

Во-вторых, способность центральных банков к предоставлению страховки от катастрофы имеет ограничения и в решающей степени зависит от доверия участников рынка к ним.
Некоторые меры, принимаемые центральными банками, связаны с финансовыми и, вполне возможно, репутационными рисками, которые они налагают на себя.
Тот, кто обеспечивает опцион должен убедиться что этим он не может серьезно подорвать свою капитальную базу.

Так что, исходя из этого, все нетрадиционные, защищающие от катастрофы меры должны быть строго временными, а в случае с некоторыми  - “самоустранимыми", как только рыночные условия улучшатся. В настоящее время мы фактически видим как одни подобные программы сворачиваются в США и нескольких других странах, в том числе в Японии и как у других, таких как Казначейская Страховая Программа для Финансовых Фондов в США, истек срок. Свертывание будет тщательно организовано, в некоторых случаях шаг за шагом, чтобы избежать потенциальных проблем переходного периода в максимально возможной степени.


Remarks at the Panel Session "The Repositioned Role of Central Banks in Today's Economic Environment" at the CME Group's Global Financial Leadership Conference
Kiyohiko G. Nishimura
Deputy Governor of the Bank of Japan
November 2, 2009

Перевод: Иван Курбаков.

Страница просмотрена 1114 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
Мнения экспертов
Для начала несколько слов о прогнозе на предыдущую неделю:

– на прошлой неделе мы отказались давать какой-...
22.10.2017
Российский рынок акций закончил торги в четверг падением на волне снижения американского и европейского рын...
19.10.2017
SelectorNews