Юрген Старк: что мы называем кризисом


иллюстрация intercredit.com.ua
Юрген Старк, член Исполнительного Совета ЕЦБ, в своем выступлении от 27 октября говорил о том, что финансовый кризис (который он подразделяет на две части: кризис государственных финансов и структурный кризис) в зоне евро далеко еще не закончен.

По его мнению, сейчас европейские управляющие органы, сталкиваясь с такими проблемами, как дефициты бюджета, просроченные кредиты, кризис спроса на внутренних рынках, коллапс банковской системы и пр., не должны говорить о "новом периоде стабильности", а должны признать, что финансовый кризис не преодолен, а просто пришел к новой своей стадии.

Отметим, что склонность к оптимистичному взгляду на вещи европейские экономисты приобрели относительно недавно, - параллельно с обсуждением новых органов по надзору и контролю. Сейчас для многих очевидно, что, хотя долговой кризис весны-лета 2010 и преодолен, за ним последовала целая череда связанных проблем, связанных с недофинансированием, безработицей, неспособностью банков и пр.

Впрочем, в рамках обсуждения текущего положения дел в ЕС в последнее время принято упоминать и завоевания нынешнего руководства, - это стабильность цен, сдерживаемая инфляция, неплохие показатели производства, а также - сохраненная цельность блока и новое его структурное устроение.

Однако, говорит нам г-н Старк, говорить о такого рода достижениях следует с осторожностью. Во-первых, основной причиной сохраненной стабильности, как считает г-н Старк, следует признать "защиту евро" - общность финансовых правил и единая валюта в 27 странах блока.

Примерно на таком фоне, как его описывает Юрген Старк, управляющим органам ЕС сейчас предстоит по новой сформулировать свои задачи, расставить акценты и принимать новые меры сообразно новым вызовам.

Что касается денежно-кредитной политики, то здесь перед системой центральных банков ЕС стоит следующая задача: необходимо "провести" финансовые структуры в новый, стабильный период мимо сциллы слишком долгого сохранения низкой процентной ставки и харибды рисков новых потрясений в производстве и социальной практике. Сейчас структуры ЕС существуют в "тепличном" режиме, - комплекс мер, как традиционных (снижение ставки на 325 пунктов), так и нетрадиционных (реформы кредитной практики и непосредственная помощь банкам), посадил их на систему искусственного жизнеобеспечения. Старк вслед за Die Bank fur Internationalen Zahlungsausgleic предупреждает об опасности долговременного сохранения такого режима, но говорит также о том, что переход должен быть не резким и идти широким набором мер.

Что касается вопросов надзора и регулирования, то здесь г-н Старк придерживается того мнения, что нынешние реформы, - имеется в виду "запуск" ERSR и других органов системной отраслевой ответственности - есть лишь начало более широкой программы по управлению финансами в ЕС. Совет по системным рискам будет работать в тесном сотрудничестве с ЕЦБ и должен обеспечить три цели, - прозрачные активы, устойчивость бизнес-балансов, ликвидность капитала. Что касается ближайших перспектив, то здесь, по мнению г-на Старка, предстоит много локальной работы, - распространение надзора на все новые и новые отрасли, продукты и структуры.

В отношении налогово-бюджетной политики Юрген Старк делает на основании последних событий - долгового кризиса и разросшихся дефицитов в бюджетах периферийных стран ЕС - вывод о том, что "мягкие условия ныне действующего Пакта стабильности и роста должны быть существенно ужесточены". Решение, принятое по "греческому вопросу", противоречило логике документов, на основе которых был создан блок, - а именно, за долги государства не должно нести ответственности другое государство. Попытку "приспособить" реальное положение дел под общие принципы необходимо сделать в рамках программы по финансовой консолидации, - чтобы учет и контроль был общим, а ответственность - оставалась "на местах".

Что касается показателей экономического роста, то здесь, как считает Юрген Старк, перспективы ЕС весьма благоприятны. Несмотря на небольшое замедление в летний и осенний периоды, общая тенденция указывает на рост активности, укрепление спроса и рост ВВП. Основная в этой связи проблема - сведение к единому знаменателю столь разношерстного конгломерата, как Европейский блок. Интересы глобализации должны быть поставлены на первое место в проводимых реформах.

"У нас нет "кризиса в зоне евро", но у нас есть кризис государственных финансов. Он не урегулирован, и мы должны извлечь из него верные уроки", - заканчивает свое выступление г-н Старк.

Семен Травников.

Страница просмотрена 1059 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
SelectorNews