Образованная молодежь — залог экономического благосостояния


иллюстрация briansk.ru
«Согласно экономической теории, экономический рост обусловлен развитием в области труда и капитала, а также в развитии их производительности. Демографические тенденции влияют на экономический рост посредством процессов, связанных с количественным составом и структурой населения, - то есть, главным образом, посредством изменений в численности трудоспособного населения (в возрасте от 15 до 64 лет). В свою очередь, технологический процесс влияет на экономический рост, воздействуя на производительность труда и капитала». Это выдержка из выступления члена исполнительного совета ЕЦБ Лоренцо Бини Смаги на Национальном конгрессе педиатров в Риме.

Столь «оригинальное» место выступления диктует и его тему, а потому говорил Бини Смаги преимущественно о проблемах демографии и образования и об их влиянии на экономическое благосостояние Италии, ЕС и всего мира.

В ходе выступления оратор выделил несколько тезисов:

1.Если общество характеризуется ограниченным экономическим ростом, главной движущей силой экономического роста становится технологический прогресс.

2.Главным инструментом технологического развития следует признать человеческий капитал.

3.На сегодняшний день спрос на квалифицированную рабочую силу не удовлетворяется в полной мере ни в США, ни в Европе.

4.Этим самым объясняется строгая корреляция, существующая между уровнем образования и возможностью устроиться на высокооплачиваемую работу. Отсутствие же образования, в свою очередь, повышает риск маргинализации населения.

5.За последние 25 лет образованию не уделялось должного внимания, из-за чего на сегодняшний день сложилась ситуация, характеризуемая слишком большим спросом на высококачественное образование, увеличивающим конкурс в высшие учебные заведения и стоимость образования.

6.В развитых странах новое поколение не подготовлены к конкурентной борьбе, которую требует сегодняшнее общество.

7.Большая часть вины за отставание сектора образования лежит на учебно-методической части. Естественная тенденция перенимать методы обучения у предыдущих поколений не удовлетворяет возрастающий спрос на высококачественное образование.

Сравнивая демографическую ситуацию в развитых странах (на примере ЕС, США и Великобритании) и развивающихся странах (на примере Бразилии, Китая и Индии), Бини Смаги приходит к следующим выводам. Во-первых, повышение производительности труда является основным двигателем экономического роста. Во-вторых, рост производительности труда значительно замедлился в зоне евро с 1990-х годов по сравнению с другими странами (особенно развивающимися). В-третьих, демографические изменения привели к экономическому росту стран с формирующимся рынком, в то время как уменьшение численности населения в странах развитых повлекло за собой снижение темпов роста. По словам Бини Смаги, эти данные показывают, что стимулирование инновационной деятельности является ключевым фактором, особенно для тех стран, экономики которых характеризуется сокращением доли трудоспособного населения из-за старения.

Таким образом, при сравнении Италии, зоны евро в целом, США и Великобритании, с одной стороны, и Китая, Индии и Бразилии — с другой, Бини Смаги выделяет ряд ключевых моментов. Во-первых, население стран с формирующейся рыночной экономикой значительно моложе, чем в странах с развитой экономикой. Во-вторых, доля населения трудоспособного возраста в странах с развитой экономикой остается либо стабильной величиной, либо снизилась за последние 25 лет, в то время как в странах с формирующейся рыночной экономикой она  существенно выросла. В-третьих, население развитых стран неуклонно стареет, развивающихся — напротив, молодеет.

Существенные различия касаются и сферы образования. В частности, интересным является тот факт, что среди неамериканских выпускников и докторов вузов США большую часть занимают выходцы из развивающихся стран, в основном Индии и Китая, выделяющих значительные средства на развитие образования. Модернизация системы образования в Европе на сегодняшний день по-прежнему стоит на повестке дня.

Единственным ответом на вопрос, как быть сегодня развитым странам в условиях сокращения численности населения, влекущего за собой замедление темпов роста, является технологический прогресс. Который, в свою очередь, не возможен без привлечения высококвалифицированной рабочей силы, нуждающейся в качественном и доступном образовании.

Дарья Петрова.

Страница просмотрена 1728 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
Мнения экспертов
Российский рынок акций закончил торги во вторник со снижением на волне фиксации ранее полученной прибыли, чт...
17.10.2017
Для начала несколько слов о прогнозе на предыдущую неделю:

– напомним, что подавляющее большинство экспер...
15.10.2017
SelectorNews