Новый экономический порядок: безопасность или конкурентоспособность?


иллюстрация www.respublika-kz.info
Жан-Клод Трише, президент Европейского Центрального Банка, выступая 12 октября на конференции в Нью-Йорке, очертил примерные границы, в которых будет проходить реформирование современной экономической системы в странах Европы и Америке.

Согласно его мысли, те меры, которые проводятся сейчас, - а речь идет о создании нового контролирующего органа в ЕС, Европейского Совета по Системным Рискам, ESRB, а также о мерах по контролю за теневыми банковскими активами как в ЕС, так и в США, - хороши и необходимы, но они вполне могут оказаться недостаточными для выполнения поставленных задач. Финансовая безопасность, как утверждает г-н Трише, потребует дополнительных мер и усилий.

Но сначала - об уже сделанном. Работа проведена немалая, - на текущий момент в Европе наконец установлены функции, которые должен будет выполнять Совет, утверждается его состав, и на январь запланированы первые заседания данного органа. Трише отмечает удивительное единодушие в Парламенте по поводу создания ESRB, - проект был принят большинством в 80 %.

Задача, возложенная на ESRB, весьма серьезна. Этот орган должен обеспечить контроль за масштабным реформированием всего корпуса финансовых институтов в ЕС, - целью европейским экономистам видится создание как бы единой отчетности для всего блока, которая могла бы обеспечить нормальный обмен информацией между участниками экономических процессов.

Также еще одной немаловажной задачей данного органа станет "говорение на одном языке с другими управляющими органами". Речь идет об обмене информацией между различными странами, - цели макропруденциальной безопасности потребуют от участников мирового рынка достаточно высокой степени "взаимной интеграции", информирования друг друга о торговых планах, текущем состоянии экономики и проч.

Что касается контроля за теневыми банковскими активами, - а это проблема, которая обсуждается на конференциях и в прессе уже довольно долгое время, и составляет серьезную опасность для экономических систем и в США, и в Европе, - здесь г-н Трише говорит о том, что необходимо привести в исполнение тот комплекс мер, который уже расписан и, в общем и целом, утвержден регулирующими органами. Это повышение требований к ликвидности, установление более строгой отчетности, чем это имеет место быть сейчас, строгий контроль за залогами, установление четко работающей системы надзора и контроля за прохождением финансовых потоков и т.д., - все то, что подразумевается под понятием "прозрачный капитал".

Однако, как утверждает г-н Трише, даже такая серьезная мера, как создание нового глобального регулирующего органа, - коим является ERSB, - есть лишь небольшая часть куда более масштабной программы по реформированию экономических институтов. Если говорить отдельно о блоке ЕС, то здесь в эту программу входит также создание трех органов власти, которые должны осуществлять посреднические функции между глобальным регулированием и регулированием "на местах", а также создание European System of Financial Supervision, чьей функцией будет осуществление надзора на микро-уровне (т.е. внутренние процессы европейской экономики).

Что же касается регулирования экономических процессов на макро-уровне, то здесь, как утверждает г-н Трише, понадобится приложить немало усилий для синхронизации работы органов в ЕС, США и других странах по всему миру. Многое будет зависеть от успешной работы в рамках сотрудничества международных блоков, таких как G-20.

Проблема состоит также в том, что большинство стран, о которых идет речь, имеют на руках очень серьезные бюджетные дефициты. При этом одним из следствий введения в действие таких новых органов, как ERSB, является замедление экономической активности и затруднения для предпринимательской деятельности. Безопасность требует жертв, однако не окажутся ли эти жертвы слишком высоки? Г-н Трише полагает, что два главных приоритета - ценовая стабильность и финансовая безопасность - будут сохранены с любом случае, и относит риски замедления к побочным эффектам, не имеющим решающего значения.

Если мы вспомним недавние дискуссии о становлении новой многополюсной мировой политики, а также - обстоятельства "торговых войн" между азиатскими державами, развивающимися странами и экономически развитыми странами ЕС и Американского континента, то на ум приходит вопрос о том, каким образом отзовутся программы по финансовой безопасности в перспективе общемирового экономического развития? Г-н Трише завершает свое выступление словами о том, что сегодня следует отказаться от политики протекционизма и от "beggar-thy-neighbour" ("разори соседа") - политики. Удастся ли найти компромисс в этом отношении, покажет время.

Семен Травников.

Страница просмотрена 1081 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
Мнения экспертов
Российский рынок акций закончил торги в среду на негативной территории на волне падения интереса иностранны...
13.12.2017
SelectorNews