Многополярная экономическая система: варианты развития


иллюстрация blog.artnn.ru
Лоренцо Бини Смаги, член Исполнительного совета ЕЦБ, выступая 8 октября на экономической конференции в Вашингтоне, сделал ряд интересных замечаний касательно ведущейся в настоящее время дискуссии о международных экономических отношениях в условиях нового многополярного мирового устройства.

Во-первых, утверждает Бини Смаги, проводя анализ экономической ситуации, следует учитывать, что кредитные потоки в посткризисных период проходили весьма различным образом в условиях экономики США и стран ЕС. Имеющаяся разница может быть схематично представлена как отношения плюс-минус: если в странах европейского блока можно было в течение последнего времени наблюдать рост объемов кредитования, стабильный спрос и растущую активность, то в США, напротив, в глаза бросаются отрицательные отчеты по кредитам для предпринимателей и домохозяйств. Поскольку существует это различие, постольку следует различным образом говорить о техниках финансового регулирования.

Во-вторых, говоря о роли центральных банков в процессах экономического контроля, следует иметь в виду, что куда лучше было бы ориентироваться на относительно недавний опыт, чем на отдаленный по времени. Этот довод сделан в ответ на предложения некоторых экономистов искать прецедентов текущей ситуации в Великой Депрессии или азиатском кризисе 80-х (Пизани-Ферри, Поузен). Как считает г-н Бини Смаги, нынешний финансовый кризис имеет несколько особенностей, которые могут весьма затруднить проведение параллелей с похожими событиями в прошлом. Он перечисляет следующие три специфические черты потрясения 2007-2008 гг:

1.Тот факт, что крах финансового пузыря сопровождался еще и крахом в жилищном секторе.

2.Положение дел в посткризисный период кардинально отличается от состояния дел до 2007 года (это касается как сферы международных экономических отношений, так и состояния финансовых структур в отдельных развитых странах).

3.В финансовой политике в восстановительный период акцент изначально делался на реструктуризации и рекапитализации банков, - итогом этому совершенно новый ландшафт прохождения финансовых потоков.

По мнению оратора, для успешного финансового регулирования следует не искать совпадений в кризисах различных эпох, а искать опыта в периоде, который непосредственно предшествовал кризисным событиям. В этой связи им предложено  "шесть уроков из недавнего прошлого".

1.Экономический рост вполне может быть показателем общей настбильности..

2.Низкий уровень ставки рефинансирования может привести к тому, что ресурсы будут использоваться нерационально, и естественное стимулирование активности станет недостаточным.

3."Greenspeen put" - нельзя ограничиваться разбором последствий лопнувшего пузыря, - нужно проводить реформы, исходя непосредственно из рыночных условий.

4.Меры, направленные на предотвращение дефляции (японская модель), могут сопровождаться весьма серьезными рисками в странах с рыночной экономикой американского или европейского типа.

5.Обеспечение рабочих мест и повышение уровня производства - не одно и то же, и нужно принимать меры, чтобы эти процессы были взаимообусловлены.

6.Не стоит ориентироваться на стабильные показатели инфляции.

Таким образом, говорит Бини Смаги, сейчас сложилась такая ситуация, что наиболее адекватным было бы провести некоторые изменения в структуре финансового регулирования, отталкиваясь от насущных реалий. Он считает, что в первую очередь необходимо пересмотреть взаимоотношений центральных банков (которым следует предоставить достаточно высокую степень независимости) и налоговых органов (которые, являясь подведомственными государствами, должны руководствоваться бюджетным планированием).
Необходимо, как говорит Смаги, предпринять ряд мер с тем чтобы обеспечить взаимосвязи, не впадая в ошибки "слепого планирования", - создать инструменты надзора и анализа, которые могли бы обеспечивать необходимой информацией и те и другие органы.

Также, следует уделить особое внимание регулированию в области трансатлантических финансовых потоков. В проведении своей денежной политики необходимо принимать во внимание перспективы и возможные риски в этом отношении. По сути, речь идет о той же системе "макропруденциального надзора",  которая столь активно обсуждается сейчас на конференциях.

Какой вывод можно сделать из этой аналитики? Примерно следующий: система финансового обращения кардинально изменилась, и контуры новой мировой экономической системы еще пока формируются.

Семен Травников.

Страница просмотрена 951 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
Мнения экспертов
Российский рынок акций закончил торги во вторник со снижением на волне фиксации ранее полученной прибыли, чт...
17.10.2017
Для начала несколько слов о прогнозе на предыдущую неделю:

– напомним, что подавляющее большинство экспер...
15.10.2017
SelectorNews