Гертруда Темпел-Гагрелл: максимизировать безопасность


иллюстрация www.factnews.ru
"Была ли нормативная база в экономике ЕС достаточной в предкризисной ситуации и была ли ее реализация эффективной? И было ли адекватным корпоративное управление и контроль в восстановительный период?" - ответы на эти два вопроса попыталась дать член Исполнительного Комитета ЕЦБ Гертруда Темпелл-Гагрелл, выступая 4 сентября на экономическом форуме в Дюссельдорфе.

В связи с первым вопросом - о достаточности или недостаточности нормативной базы в финансовом управлением - Гагрелл напоминает об истории "модернизации" Базельских правил управления, - т.е., историю изменений в договорах Базель I, Базель II и Базель III. Направления, в которых проводились изменения в составе этого соглашения, можно обозначить как а) повышение чувствительности к рискам; б) улучшение арбитражной системы; в) увеличение прозрачности в системе и г) расширение понятия "ликвидный актив".

Кризисные события, по мнению г-жи Гагрелл, помогли выявить слабые стороны действующих правил и способствовали созданию более продуктивных соглашений по финансовым операциям. Самым серьезным рискованным фактором, которые удалось выявить в ходе работы над Базельскими правилами, оказался фактор "стабильности взаимосвязей". Когда функции надзора и управления распределены между отдельными органами, то на выходе получается такая ситуация, в которой связи между различными секторами экономики настолько плотны, что изменения и потрясения мгновенно распространяются на всю системы в целом. Законодательным путем, говорит Гагрелл, можно решить эти проблемы - достаточно изменить структуру зависимости регулирующих органов от кредитных рейтингов и поработать над созданием локально-ориентированной системы управления предприятиями, банками и другими участниками рынка.

Это управление "на местах" должно преследовать одну единственную цель - передавать надзирающим органам информацию обо всех без исключения финансовых потоках. В Европе не стоит так остро, как в США, проблема теневых банковских активов, и обеспечить такое наблюдение должно быть несколько проще. Однако в условиях экономики ЕС могут возникнуть проблемы в регулированием на другом уровне - на уровне консолидации, сведения к единому знаменателю разнородных показателей стран-участниц ЕС. Правила должны работать одни на весь блок, иначе вся структура управления рискует стать непродуктивной.

В общем и целом можно говорить о том, что страны ЕС отличаются более или менее однородной структурой, - этому способствует, с одной стороны, вот уже несколько лет продолжающееся сотрудничество в формате единого блока, и с другой стороны - единые приоритеты в торговле, схожие потоки ввозимых и вывозимых товаров.

Однако имеющиеся диспропорции очевидны, и сейчас, по мнению г-жи Гагрелл, необходимо приложить все усилия для того, чтобы свести к минимуму их негативные последствия. Здесь уместно вспомнить об активно обсуждаемой сейчас системе макропруденциального надзора. Имеется в виду создание контролирующих и надзорных механизмов, которые должны обеспечить взаимообмен информацией между различными странами-участницами блока - сделать экономику более чувствительной к рискам, более предсказуемой, более адекватной действительным процессам. Система макропруденциального надзора обсуждалась недавно, 29 сентября, на экономической конференции в Брюсселе, - там было сделано немало важных замечаний и проведено значительное количество обсуждений.

Что касается корпоративного управления - второго пункта из обсуждаемой г-жой Гагрелл программы - то это, по ее мнению, есть необходимый инструмент для претворения в жизнь программ по управлению финансами и надзором над банками. Нужно создать систему реагирования на местах, - такую, которая могла бы адекватно реагировать в каждом случае (то есть в отношении каждого конкретного участника рыночного обмена, - физического, юридического ли). Здесь, по мнению г-жи Гагрелл, необходимо поставить два важных приоритета - это контроль за рисками и обеспечение компенсаций.

Что же касается конкретного оформления программ по корпоративному управлению, то их, как считает Гагрелл, должны диктовать особенности и специфика "на местах".

В итоге, в случае успеха этих двух взаимодополняющих программ, должна быть создана система, при которой бы «кризисные потрясения не могли произойти». Посмотрим, как это будет выглядеть на практике, - новая система управления деньгами строится у нас на глазах.

Семен Травников.

Страница просмотрена 856 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
SelectorNews