Реформы в ЕС: безболезненный переход или бомба замедленного действия?


иллюстрация news.siteua.org
Хосе Мануэль Гонсалес-Парамо, выступая на экономической конференции в Лиссабоне 29 сентября, говорил о текущих экономических реформах в экономических структурах Евросоюза. Проблемы, связанные с установлением новой системы контроля за различными сферами финансовой деятельности, по его мнению, сейчас должны получить свое разрешение через централизованное политическое регулирование.

Г-н Гонсалес-Парамо считает, что в степени тяжести шока от экономического кризиса, который пережили европейские страны в период 2008-2009 годов, во многом объясняется тем, что здесь не функционировала должным образом единая система надзора за активами. Политики, аналитики и участники рынка не могли обеспечить совместную единонаправленную деятельность, и причины этого - в слишком тесной взаимосвязи структур в финансовом отношении (отсюда - цепная реакция обвалов) и отсутствии единой системы надзора и контроля (отсюда - непредсказуемость ситуации и невозможность своевременно реагировать).

Речь идет об активно обсуждаемой сейчас программе реформ в сфере макропруденциального регулирования. По мнению Парамо, сейчас самое время пересмотреть свои взгляды на методы противодействия кризисным потрясениям, и делать это нужно, тесно связывая теорию с практикой: анализируя события 2007-2009 годов, реорганизовать всю систему в модернизированную, стабильную и безопасную.

Так, говорит Парамо, сейчас необходимо обсудить, насколько эффективными на долгой перспективы могут быть меры противодействия финансовому обвалу через регулирование процентных ставок. Последствия таких мер могут быть самыми различными, - вполне возможно, что это бомба замедленного действия с непредсказуемыми последствиями.
Основное внимание в своем докладе Парамо уделяет тому, что именно на деле должен представлять из себя макропруденциальный контроль в условиях современной экономической системы в Евросоюзе.

Цели макропруденциального надзора, говорит Парамо, есть "выявление источников системных рисков и поощрение мер по исправлению положения", - т.е., речь идет о необходимости определенного курса экономической политики, направленного на стабильность финансовых институтов.

Наблюдение, которое должны проводить органы, на которые будет возложена обязанность проводить новый политический курс в актуальную реальность, должны будут осуществлять его на двух уровнях: это, во-первых, выявление источников риска (причем как внутри системы, так и за ее пределами), и, во-вторых, оценка потенциальной тяжести тех или иных рисков. Естественно, в экономике нет предсказуемых процессов и нет абсолютно безопасных моделей, - и в этой связи, считает Парамо, на соответствующие органы будет возложена обязанность проводить различение между теми факторами, которые следует оценивать как рискованные, и теми, степень риска которых можно принять как "нормальную".

Что будет входить в эту новую систему надзора? По сути, едва ли не все экономические сферы - то есть все сферы, так или иначе связанные с прохождением активов и финансовых потоков - должны быть "прозрачны" для рассмотрения надзорными органами. Это банковская сфера, предпринимательский сектор, деятельность по сбору налогов, внешняя торговля и прочее.

Естественно, в процессе фактического проведения предлагаемой программы в жизнь будут возникать определенные проблемы. Парамо выделяет несколько таковых.

Во-первых, необходимо будет отличать меры по микропруденциальному надзору (имеющие ряд прецедентов в европейской экономической практике) и собственно макропруденциальный надзор. Парамо говорит о том, что у экономистов могут возникнуть серьезные соблазны оставить механизмы надзора прежними, лишь "наложив" поверх программу по "сдерживанию системных рисков".

Во-вторых, необходимо решать вопросы каждый раз локально, - то есть, с учетом особенностей прохождения активов и систем взаимодействия финансовых институтов в каждой отдельной стране по ЕС.

В-третьих, необходимо будет создать орган регулятивного арбитража, который мог бы адекватно регулировать возникающие недопонимания и конфликты.

Естественно, потребуется создание новых надзорных органов (об этом говорится уже давно, обсуждается и конкретная их структура, и функции). Специфика понимания данной проблемы г-ном Парамо в том, что необходимо будет разделить сектор надзора и сектор контроля, обеспечив при этом адекватный информационный обмен между ними.
И, конечно, в заключительной части своего выступления Парамо говорил о том, что "Основной целью обсуждаемой программы реформ является сохранение финансовой стабильности".

Семен Травников.

Страница просмотрена 973 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
Мнения экспертов
Российский рынок акций закончил торги в среду на негативной территории на волне падения интереса иностранны...
13.12.2017
SelectorNews