Расходы на здравоохранение тормозят экономический рост?


иллюстрация www.eer.ru
Проблема государственного долга в посткризисное время вышла на первый план. И касается она не только таких европейских «неудачников», как Греция, Испания, Ирландия или Португалия, живущих «не по средствам» и подрывающих доверие инвесторов к европейской валюте. Важнее вспомнить о том, что у стран G-7 тоже есть государственные долги. Именно к вопросу госдолга стран с развитой экономикой обращаются специалисты МВФ Карло Котарелли и Андреа Шехтер.

Следует оговориться, что государственный долг стран G-7 является не следствием займов, предоставленных международными валютными организациями и отдельными странами-кредиторами, но представляет собой портфели ценных бумаг с различными сроками погашения.

Рассуждая о проблеме госдолга, так беспокоящей сегодня аналитиков, специалисты МВФ настаивают на том, что она не является прямым следствием кризиса, разразившегося два года назад. Долг этот копился в течение нескольких докризисных десятилетий — и прежде всего в период 1965-1985 гг, когда особо важная роль отводилась социальному сектору и, в первую очередь, здравоохранению и пенсионному обеспечению. Периоды ужесточения бюджетной политики отчасти помогают решить проблему, однако при существующих на сегодняшний день тенденциях положение через несколько лет угрожает стать катастрофическим.

В течение трех десятилетий ситуация складывалась таким образом, что размер долга увеличивался в «плохие времена» для экономики, но отнюдь не снижался в благоприятные. Так, во Франции спокойные 80-е привели к определенной стабилизации, однако 90-е из-за проблем с регулированием европейских механизмов обменных курсов принесли с собой рекордный дефицит. Подобная ситуация сложилась в это время и в Италии. Японский долг аккумулировался в начале 1990-х, когда один за другим взрывались кредитные пузыри, и только Канада, которой удалось снизить свой долг на 35%, является исключением из этого печального ряда.

Специалисты МВФ задаются вопросом: что же способствует росту государственного долга? Принято считать, что этот рост закономерно отражает изменения в структуре государства: больших затрат на содержание и обслуживание требуют службы безопасности, полиция, армия, госаппарат, различные социальные институты. Все это верно, но с одной лишь оговоркой. По мнению Котарелли и Шехтер, основная часть увеличения государственных расходов (порядка 80%) связана с двумя элементами — системой здравоохранения и пенсионными фондами. Так, в США сегодня на здравоохранение тратится 6,2% ВВП, во Франции — 6,4%. «Пенсионные расходы» государства в Италии, Японии и Франции составляют 8,7%, 7,8% и 7,2% ВВП соответственно.

Давление, которое социальный сектор оказывает на бюджет, представляется очевидным. Однако понимается оно не всегда правильно. По мнению экспертов Международного валютного фонда, существующие социальные проблемы связаны отнюдь не со старением населения, а с необходимостью реформ. Действительно, если пустить все на самотек, расходы на выплаты пенсий в течение ближайших 20 лет вырастут с имеющихся 7% до 10%. В то же время увеличение пенсионного возраста, например, на два года позволит стабилизировать пенсионные расходы. Сложнее обстоит дело с областью здравоохранения. Медицинская помощь становится более качественной, но в то же время и более дорогой. И в отсутствии реформирования этого сектора расходы уже в ближайшее время могут увеличиться на 3% .

Очевидно, впрочем, и то, что сворачивать социальные программы нельзя даже для спасения экономики. Необходимы структурные реформы, грамотное финансовое регулирование и правильное распределение средств.

Финансовый кризис открыл глаза на необходимость изменений в налогово-бюджетной политике. По подсчетам аналитиков, при существующих сегодня тенденциях к росту госдолга среди стран с развитой экономикой, к 2030 году он будет составлять порядка 200% от суммарного ВВП, а в 2050 году приблизится к 400%. Все это заставляет думать, что призывы европейских политиков к экономии являются вполне оправданными. Справедливо, правда, и то, что единственно правильным выходом может стать только наращивание темпов роста и увеличение ВВП, однако это уже совсем другая история.

Дарья Петрова.  

Страница просмотрена 1249 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
Мнения экспертов
Российский рынок акций закончил торги в четверг фактически около уровня открытия. Отсутствие новых идей на ф...
17.08.2017
SelectorNews