Эндрю Бэйли: финансовая реформа в Великобритании


иллюстрация palm.rus.newsru.ua
"Конкурентоспособная финансовая система может существовать только в том случае, если она основывается на стабильности <...> Мы не можем говорить о том, что решили важные проблемы в экономике, до тех пор, пока в нашем распоряжении не будут инструменты, которые позволяют помогать крупным корпорациям в критических ситуациях", - говорит Эндрю Бэйли, исполнительный директор одного из отделений Bank of England.

Экономика Великобритании прошла трудный путь от 2007 года до настоящего времени. Специфика огранизации производства в этой стране привела к такой ситуации, что некоторые проблемы, которые были актуальны для многих других стран по Европе, не затронули английскую экономику, - и в то же время здесь проявились свои оригинальные противоречия, актуальные лишь в локальном масштабе.

Так, в Великобритании одной из ключевых проблем в период 2007-2009 годов было сохранение стабильности фунта стерлингов, - что было не так-то просто осуществить, эта валюта потеряла в весе по соотношению к основным мировым эмитентам около четверти. Такое положение дел дало возможность начать обширные кампании по восстановлению внутреннего производства. Еще одним важным фактором здесь явилось снижении цен на ключевые для экономики страны ресурсы, т.е. на производственный материал.

Но к чему это привело? Эндрю Бэйли говорит о том, что в настоящее время бизнес-модели в экономике Великобритании шатки, как никогда. Здесь функционируют государственные программы поддержки, по которым можно делать убыточный бизнес (это касается сфер технологичного и экологичного производства, - японская модель, работающая "наоборот", - т.е., отяжеляя экономику). Ставка кредитования и доступность бизнес-кредитов также играют в этом отношении важную роль.

Бэйли считает, что в процессе регулирования этих вопросов было бы полезно обратиться к последней редакции Базельского соглашения (т.н. Базель III). В нем четко сформулированы требования к капиталу. По этой логике капитал, который может нести убытки, несостоятелен для экономики.

Перед экономистами Великобритании, таким образом, сейчас явственно предстала следующая проблема: оказалось, что меры, работающие в других странах (блока ЕС, азиатского региона и пр.) навряд ли могут выступать как пример для подражания, но - лишь как опыт, у которого можно поучиться и/или перенять какие-то аспекты. "Экономия" - нынешний курс Германии и Франции - не работает в Великобритании, так как здесь совсем другое положение дел с производством, и более остро стоит проблема с обеспечением внутреннего спроса. Курс на государственные дотации и искусственное стимулирование спроса в расчете на долгую перспективу, - нынешняя японская политика, - здесь также не работает: местные структуры делают в этом случае убыточными те активы, которые государство вкладывает в программы поддержки.

Какое же решение предлагает Бэйли? Его ответ таков, что английским управляющим органам было бы полезно задуматься о создании механизмов надзора и контроля за активами, похожим на те, что ныне работают в США, но с учетом всех аспектов местной специфики. В отношении крупных корпораций, - которые, по мнению оратора, являются, как ни крути, ядром экономики, - это могли бы быть стресс-тесты, аналогичные таковым в Америке. Также, предлагается новый контролирующий документ - Prudential Regulation Authority (правила пруденциального управления, PRA). Он должен установить, каким именно образом должна удовлетворяться информационная потребность общественности в отношении состояния экономики страны. Главная задача в этом отношении - создать систему контроля, которая объединяла бы все экономические процессы в едином аналитическом процессе, при этом предоставляя каждому отдельному участнику процессов максимально полную свободу действий, ограничивая требования лишь теми, которые могут угрожать стабильности системы. PRA должен стать мерилом для любой финансовой деятельности, причем подотчетность должна быть обязательной, - для грамотного прогнозирования требуется высокая степень прозрачности капитала.

Бэйли закончил свое выступление словами о том, что предлагаемая им программа «не может быть осуществление властью в одиночку», а потребует «участия всех сторон экономического процесса в стране».

Семен Травников.

Страница просмотрена 982 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
SelectorNews