«Да» ужесточению контроля в ЕС?


иллюстрация www.baltic-course.com
"После резкой переоценки, произошедшей на финансовых рынках, европейские правительства пришли к необходимости принять меры к снижению задолженности. Однако, я вижу опасность того, что выгоды от этих мер могут легко исчезнуть, как только стабилизированная экономика начнет откатное снижение. Это может привести к тому, что нынешние неустойчивые уровни задолженности могут укрепиться в будущем".

Это отрывок из выступления члена Исполнительного Совета ECB Юргена Старка, сделанного им на конференции в Вене 2 июля.

Юрген Старк считает, что в нынешних условиях для грамотного координирования экономического развития в странах ЕС необходимо по-новому расставить акценты в управлении. Сейчас, по словам оратора, необходимо исходить из того, что сама структура такого блока, как ЕС, предполагает ограничение автономии для составляющих его государств. Обсуждать и изменять что-то для стран, взятых по отдельности, - значит, как правило, ставить самим же себе палки в колеса. Реформы и меры, которые будут приниматься на региональном уровне, - это как раз те пункты в бюджетах государств, которые препятствуют экономическому развитию.

Так что же делать? Юрген Старк предлагает взять новое направление в экономическом регулировании: "успех мер по реформированию и укреплению может быть достигнут только при принятии долгосрочного курса институциональных изменений. Это потребует деполитизации надзора и мониторинга экономики, а также введения четко функционирующей общеобязательной системы санкций за нарушения правил, и строгой координации экономической политики".

То есть предлагается вот что. Экономическое планирование г-н Старк предлагает поставить как бы "над" политическими структурами, и распространить его сразу на весь европейский блок целиком. Здесь открывается определенный простор для законотворческой деятельности, - "санкции", о которых говорит оратор, могут быть достаточно широкого диапазона, и уж, во всяком случае, здесь необходима гибкая система, учитывающая интересы каждой из стран-участниц, - а разброс в степени экономического развития, состояния бюджета и прочих показателей по ЕС сейчас весьма серьезный.

Говоря о деполитизации экономического надзора и мониторинга, Старк предлагает меру, по сути схожую с принятой недавно в США, - создание независимого регулятора. Этот регулятор - особый экономический орган, наделенный свободой полномочий в своей области - будет выполнять две функции. Во-первых, здесь будут обсуждаться вопросы, касающиеся координирования госбюджетов и экономического планирования стран-участниц блока. Во-вторых, на совести этой же организации, согласно предложению Старка, будет и претворение в жизнь мер и санкций к странам-нарушительницам соглашений. Главная же цель, которую будет преследовать деятельность этого нового регулирующего органа, - экономическая стабилизация и "обход" рисков. Риски же будут и основным критерием в принимаемых мерах и законах: чем выше опасность, тем жестче "рекомендации" по уменьшению экономических диспропорций и координированию.

Заключительная часть выступления Старка носит подзаголовок: «Что будет с евро?» Однако оратор не дает ответа на этот вопрос. Вместо этого он указывает на то, что судьба европейской валюты в настоящих условиях будет всецело зависеть от того, насколько успешно или неуспешно будут проходить процессы по координации экономического развития в странах блока, а также от того, удастся ли сократить в необходимой мере диспропорции в бюджетах европейских государств. А это, в свою очередь, по мнению Старка, будет проблемой целиком на плечах регулирующих органов, таких как ЕЦБ. «Без структурных реформ в целях укрепления экономического роста и занятости никакие усилия ни к чему не приведут - как в экономическом, так и в политическом смыслах».

Семен Травников.

Страница просмотрена 759 раз(а) c
Чтобы оставить комментарий необходима авторизация, если вы первый раз на сайте - зарегистрируйтесь
SelectorNews